Причастие

Таинство Евхаристии (Причащения) – центральное таинство Церкви. Соединившись с Церковью – телом Христовым через Крещение, православный христианин становится готов наполнить и свое тело спасительным присутствием Бога Сына.

В духовной жизни, как и в нашей земной телесной жизни, нам необходимо получать пищу. Во время таинства Евхаристии, принимая хлеб и вино из рук священника или епископа, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в оставление грехов и в жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ин. 6:53,56).

Церковь всегда понимала и учила, что Святой Дух сходит во время литургии и изменяет хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христовы, и что это нельзя понимать лишь образно. Момент литургии, во время которого происходит преосуществление даров, называется Эпиклеза, призывание Святого Духа. «Низпосли Духа твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия. И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

Эта молитва священника за литургией является призывом к Богу Отцу освятить принесенные нами хлеб и вино и сделать возможным присутствие среди нас воплотившегося и воскресшего Сына Божиего Иисуса Христа силой Святого Духа. Сам Иисус перед своей крестной смертью установил это Таинство, заповедовав своим ученикам совершать это в Его воспоминание (1 Кор. 11:23–26). На Тайной вечери Иисус совершил жертвенную трапезу как образ Своих страстей ради нашего спасения. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).

Таинство Евхаристии является тем центром, вокруг которого вращается вся жизнь Церкви. Это наше участие в жертве Христовой. Предлагая дары хлеба и вина «в Его воспоминание», мы становимся членами царственного священства (1 Петр. 2:9). Единственная и самодостаточная жертва Христа постоянно актуализируется на алтарном престоле, позволяя нам участвовать в искуплении, которое Он уже даровал нам.

Во время божественной литургии мы воздаем благодарность Богу за все, что Он сделал для нас ради воссоединения с Ним. Такое воздаяние называется Евхаристия (греч. evcharistia) — благодарение. Это – наша благодарность Богу в виде хлеба и вина, которые становятся истинными Телом и Кровью Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша попытка благодарности Богу за все Его благодеяния приводит нас к общению с Ним, при-частию. Ради нашего спасения мы не можем сделать ничего больше этого: Бог уже по Своей воле сделал все за нас.

Таинство Евхаристии, то есть присутствие Христа посреди нас, это и есть завершение нашего путешествия к воссоединению с Богом.

Причащаясь, мы самым тесным образом соединяемся со Христом – Он пребывает в нас и мы в Нем. Поэтому мы должны как можно чаще приступать к Причастию. Церковные правила предписывают причащение по крайней мере четыре раза в год, обычно во время постов. Человек, не причащающийся хотя бы раз в год, отделяет себя от общения с Церковью.

Из-за важности таинства Святой Евхаристии необходимо очень тщательно готовиться к принятию Святых Даров: пост, исследование своей совести и исповедь являются неотъемлемыми элементами подготовки. Мы никогда не бываем достойны принять Святое Причастие, но так как Христос совершил наше спасение, нам остается лишь как можно тщательнее готовиться к соединению с Ним в Таинстве Евхаристии.